Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Доклад "Проблемы организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в районах Крайнего Севера, их решений уполномоченными органами государственной власти"

     С 2010 года полномочия по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

     Бесплатными путевками на отдых и оздоровление обеспечиваются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в частности дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, проживающие в семьях с низкими доходами; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств.

     Для детей работающих граждан в большинстве субъектов Российской Федерации предусматривается льготная оплата стоимости путевки.

     В ряде субъектов Российской Федерации предусмотрена выплата компенсации родителям, приобретающим путевки самостоятельно.

     В некоторых регионах предусмотрено, что работающие родители могут получить путевки по месту работы, либо приобрести ее непосредственно в оздоровительном учреждении.

     При этом в случае самостоятельного приобретения путевок работодателем, родителями, законными представителями гарантируется компенсация стоимости путевок в размере от 50 до 100% стоимости путевки, но не более величины, установленной исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом размер компенсации установлен в зависимости от среднедушевого дохода семьи.

     Финансирование мероприятий по обеспечению отдыха и оздоровления детей осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, федерального бюджета в части обеспечения оздоровительного отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средств предприятий и родителей.

     Одним из самых массовых видов отдыха детей остается отдых в лагерях дневного пребывания, создаваемых на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и социального обслуживания, клубов по месту жительства.

     Так, в течение летней оздоровительной кампании 2013 года в Югре действовало 454 лагеря данной категории, в которых отдохнуло чуть более 38,0 тыс. детей (11% от всего детского населения и 20% детей школьного возраста).

     Всего на территории автономного округа отдохнуло около 68,0 тыс. детей школьного возраста (34% детей от всего детского населения школьного возраста). При организации отдыха детей на пришкольных площадках нет всех составляющих для полноценного отдыха.

     В климатически благоприятных регионах России отдохнули чуть более 21,0 тыс. детей (9,5% детского населения школьного возраста).

     Организованными формами отдыха и оздоровления в 2013 году охвачено более 130,0 тыс. детей, что составляет 65,0% от общей численности детей школьного возраста.

     В ходе летней оздоровительной кампании детей были проведены профильные смены по различным направлениям (спортивно-оздоровительные, военно-патриотические, военно-спортивные, фольклорные и другие), что позволило учесть интересы и способности детей и подростков, охваченных организованным летним оздоровительным отдыхом.

     Основным показателем эффективности оздоровления детей является показатель оздоровительного эффекта.

     У детей, оздоровленных на территории Югры выраженный оздоровительный эффект отмечается, в 90% случаев; у детей, отдохнувших за пределами округа в климатически благоприятных территориях – выраженный оздоровительный эффект наблюдается в 97,5 случаев и более.

     Здоровье детей является одной из наиболее значимых сегодня для Севера проблем. В ходе Всероссийской диспансеризации детей осмотрено более 4 млн. детей, проживающих в регионах Севера, из них свыше 70 % имели отклонения в состоянии здоровья. Показатели заболеваемости детей северных регионов значительно выше среднероссийских и последние 10 лет имеют тенденцию к росту.

     Дети Севера находятся в неравных стартовых условиях жизни по сравнению с детьми других регионов страны и болеют в 2,5 раза чаще. Под влиянием неблагоприятных климато-экологических факторов происходит отставание на 2-5 лет возрастного развития иммунной системы. У каждого пятого ребенка отмечается дефицит массы тела.

     В структуре заболеваемости детей в большинстве территорий Севера преобладают болезни органов дыхания, органов зрения, нервной системы, пищеварения и костно-мышечной системы. У значительной части выявлены нарушения познавательной деятельности, существенное отставание в развитии, признаки эмоционального неблагополучия и своеобразие формирования познавательной деятельности.

     Необходимо отметить, что для автономного округа организация оздоровительной кампании является особенно актуальной. Это обусловлено тем, что суровый климат Крайнего Севера отрицательно сказывается на состоянии здоровья его жителей. Суровые зимы с резкими перепадами температур и атмосферного давления, продолжительный период полярной ночи и, как следствие, менее подвижный образ жизни - все это сложно компенсировать даже достаточным количеством учреждений здравоохранения и спортивных сооружений.

     Для снижения этих показателей и получения максимального лечебного эффекта необходимо ежегодное оздоровление детей автономного округа в оздоровительных лагерях и санаторно-курортных учреждениях, расположенных на юге и в средней полосе России, а также за пределами Российской Федерации.

     Кроме этого удаленность автономного округа от центра страны определяет крайне высокую стоимость пассажирских перевозок, особенно в летний период. Вопрос организации ежегодного выезда детей на летний отдых в значительной степени зависит от возможностей бюджета каждой отдельно взятой семьи.

     Многие северные регионы России не в состоянии самостоятельно решить проблемы обеспечения развития детей в экстремальных условиях Севера и им нужна дополнительная целевая поддержка государства.

     Сегодня также требуется совершенствование форм и методов организации отдыха детей и учащейся молодежи, их оздоровления и занятости, оказания преимущественной поддержки детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также развитие специализированных видов отдыха, инновационных технологий в сфере отдыха. Ведь детское оздоровительное учреждение является с одной стороны формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - безопасным пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.

     Все вышеперечисленные тенденции обозначают необходимость решения на государственном уровне проблемы гарантированного обеспечения социальными услугами по организации оздоровления детей и молодежи во всех типах и видах учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.

     Социальная значимость проблем обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.

     Общий объем финансирования оздоровительной кампании детей Югры в рамках программных мероприятий  в 2013 году по состоянию на 01 сентября составил более 1,0 млрд. руб. (2012 год – 1 617,0 млн. руб.), в том числе средства федерального бюджета 39,5 млн. руб. Средняя стоимость путевки в климатически благоприятные территории составляет 40,0 тыс. руб. с оплатой проезда; стоимость путевки на территории автономного округа составляет до 28,0 тыс. руб.

Необходимо отметить существующие проблемы:

- неравенства между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;

- доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей;

- организации отдыха многодетных семей, либо детей из многодетных семей;

- другие.

В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы органами исполнительной власти должны быть приняты меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной, в том числе, на принципах государственно-частного партнерства.

     На федеральном уровне необходимо создание системы координации деятельности соответствующих государственных органов и организаций, обеспечивающих оздоровление детского населения.

     Необходима разработка системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, в том числе по нормативному финансированию программ в данной сфере.

     Расширение сети санаторно-курортных учреждений для совместного пребывания детей с родителями (законными представителями).

 

Опубликовано: 05.05.2016 18:47        Обновлено: 05.05.2016 18:47