Размер:
Цвет:

О результатах проведения Уполномоченным по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре мониторинга нормативного обеспечения функционирования детских дворовых площадок в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

    Вопрос обеспечения безопасности детей на детских дворовых площадках находится на контроле Уполномоченного постоянно.
    В течение 2016 года Уполномоченным, специалистами отдела, обеспечивающими его деятельность, во время рабочих поездок в муниципальные образования автономного округа проверено более трехсот детских дворовых площадок гг.Когалыма, Лангепаса, Нефтеюганска, Пыть-Яха, Сургута, Урая, Ханты-Мансийска, Нефтеюганского района.
    Анализ результатов проверок предыдущего года показал, что во дворах новых микрорайонов установлены современные детские площадки, отвечающие всем необходимым требованиям.     В микрорайонах, построенных в советский период времени, встречаются и ветхие, требующие ремонта или демонтажа детские площадки. Многие из них находятся в аварийном состоянии, опасны для эксплуатации и требуют немедленного демонтажа.
    При осмотре, в ряде случаев, явно видны разрушенные деревянные конструкции, горки без перил, острые травмоопасные края, разошедшиеся стыки на покрытиях горок, оголенные бетонные крепления сооружений из-за выдувания грунта, отсутствие безопасного полимерного покрытия, высокое расположение спусков горок, жесткие элементы подвесов качелей.
    Однако, несмотря на существующие опасности, уполномоченные органы не принимают необходимые меры, ссылаясь на отсутствие финансовых возможностей.
    Вопрос содержания детских площадок, а также их благоустройства и содержания в состоянии, при котором они безопасны для жизни и здоровья детей, становится одним из самых актуальных на сегодняшний день. Однако проводить ремонтно-восстановительные работы и замену игровых конструкций зачастую никто не торопится.
    Строительством и эксплуатацией дворовых площадок, согласно российскому законодательству, должен заниматься их собственник.
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, в том числе детская площадка.
В соответствии со ст.158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Если собственники помещения многоквартирного дома на их общем собрании не приняли решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, в том числе за содержание и обслуживание детской площадки, такой размер устанавливается актом органа местного самоуправления.
Согласно ст.162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация принимает обязательства оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе детской площадки, в соответствии с договором управления многоквартирным домом (размер оплаты предусматривается либо решением общего собрания жильцов, либо указанным выше актом органа местного самоуправления).
Управляющая компания обязана содержать детскую площадку, если последняя расположена в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определенных в соответствии с кадастровым или градостроительным планом, и входит в состав общего имущества многоквартирного дома, указанного в договоре управления таким домом, в соответствии с его условиями.
Таким образом, детская игровая площадка относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома только в том случае, если она расположена на земельном участке многоквартирного дома, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета.
Если же границы земельного участка многоквартирного дома не установлены, либо если детская игровая площадка не попадает в границы общедомового земельного участка, вопросы содержания и ремонта в данном случае должен решать соответствующий муниципалитет.
В соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания и ремонта жилых домов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляются должностными лицами Государственной жилищной инспекции.
Несомненно, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации решение, каким быть тому или иному двору многоквартирного дома и за какие средства, принадлежит жителям тех многоквартирных домов, к которым отнесен земельный участок. Но и администрация вполне может сегодня стать активным участником этого процесса: и в организации общих собраний жильцов, при наличии в домах муниципальной площади, и в принятии решений на подобных собраниях, разъясняя и донося до каждого жителя все плюсы и минусы предложенных мероприятий.  Трехсторонний диалог с участием администрации, управляющих организаций и самих жителей стал бы очень полезным и положил бы начало серьезным конструктивным переменам в сфере жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований автономного округа.
Учитывая особую значимость обеспечения безопасности детей в период их пребывания на дворовых площадках, Уполномоченным принято решение о проведении мониторинга нормативного обеспечения функционирования детских дворовых площадок в муниципальных образованиях автономного округа.
Согласно информации, представленной муниципальными образованиями автономного округа, на территории Югры установлено 3 054 детских дворовых площадки, из которых 48% площадок находится на земельных участках, принадлежащих собственникам многоквартирных домов, 52% - находится на земельных участках, принадлежащих муниципальному образованию, из них 120 площадок находятся в небезопасном состоянии и требуют демонтажа, что составляет 4% от общего числа дворовых площадок.
Большая часть площадок, требующих демонтажа, находятся в гг.Лангепасе, Мегионе. Так, например, в г.Лангепасе 67 дворовых площадок, на 60 из которых располагается игровое оборудование, изготовленное кустарным способом. Демонтаж такого оборудования производится по мере того, как оно приходит в негодность. Пребывание детей на площадках, игровое оборудование на которых установлено не по стандарту, небезопасно.
         Установлено, что большинство муниципалитетов владеют информацией о реальном положении дел, в том числе имеют реестр дворовых площадок, в том числе и тех,  содержание которых не оплачивается жильцами многоквартирных домов.
    Так, например, в г.Ханты-Мансийске общее количество дворовых площадок – 238, из которых содержание 147 предусмотрено договором управления многоквартирным домом, содержание 141  - фактически  оплачивается  жильцами. Таким образом, 97 площадок, находящихся на земельных участках, принадлежащих как собственникам так и на земельных участках, право собственности на которых неразграничено, для создания безопасных условий пребывания детей, должны обслуживаться и содержаться муниципальным образованием.
    В г.Югорске на земельных участках, принадлежащих собственникам многоквартирных домов, находится 38 дворовых площадок (общее количество площадок  - 96). Содержание и обслуживание указанных площадок не предусмотрено договорами управления многоквартирного дома.
Муниципалитет, не регламентировав для жителей города вопрос оплаты и содержания площадок, обязан решать их самостоятельно.
    В Октябрьском районе на земле собственников многоквартирных домов находится 12 дворовых площадок (всего – 64), содержание 4 из них оплачивается жильцами домов. Следовательно, забота о 60 площадках – обязанность муниципалитета.
    Анализ представленной информации позволяет сделать вывод о том, что в случае надлежащего разъяснения администрациями муниципальных образований и управляющими компаниями собственникам многоквартирных домов законодательства в части порядка обеспечения содержания и обслуживания дворовых площадок, возможно будет решить вопрос комплексно при участии всех заинтересованных сторон с учетом интересов детей, проживающих в указанных домах.
    Членами детского общественного совета Уполномоченного по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по поручению Уполномоченного по правам ребенка осуществляется в летний период 2017 года постоянный контроль за состоянием игровых площадок и, в случае обнаружения опасных объектов, незамедлительно информируются  органы местного самоуправления. Члены детского общественного совета г.Сургута, Белоярского района на сегодняшний день провели проверку состояния детских игровых дворовых площадок. Выводы направлены главам муниципалитетов.
    В связи с вышеизложенным, предлагаю в проект протокольного решения  включить следующие рекомендации.
Главам муниципальных образований автономного округа в целях комплексной безопасности жизни и здоровья детей в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре необходимо реализовать комплекс мер по повышению эффективности работы, направленной на устранение причин и условий, вызывающих гибель, травмирование, причинение тяжелых последствий здоровью несовершеннолетних:
сформировать и вести реестр и паспортизацию дворовых игровых площадок, провести их ревизию с привлечением специалистов, ответственных за технику безопасности в учреждениях образования и молодежной политики, культуры, спорта, муниципального хозяйства, представителей родительской общественности и трудовых коллективов, членов детского общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка в автономном округе с составлением актов технического осмотра каждого объекта;
    организовать постоянный визуальный общественный контроль игровых комплексов, находящихся на территории муниципалитетов, и систему экстренного реагирования на факты нарушений технического состояния данных объектов;
    провести работу по определению (закреплению) за каждым бесхозным объектом организации, ответственной за его эксплуатацию и содержание;
    осуществлять мероприятия по демонтажу и ремонту игрового оборудования на дворовых игровых площадках в соответствии с техническим состоянием.

Опубликовано: 17.04.2019 10:39        Обновлено: 17.04.2019 10:43